копирайтинг

Что такое копирайтинг и с чем его едят?

Эта вводная статья — отрывок из моей книги «Просто копирайтинг».

Механическую пишущую машинку придумали средневековые инквизиторы. Именно к такому выводу я пришел в далеком 1993 году, набивая на старой советской «Лиственнице» свою первую газетную статью. Клавиши у этого орудия пыток были настолько тугими, что пальцы начинали предательски ныть уже через несколько минут интенсивной работы. При быстром наборе текста рычаги с литерами норовили слипнуться в кучу, что тут же приводило к заклиниванию механизма, а в остальное время они радостно рвали желтоватую «писчую» бумагу (прямо через два слоя «копирки») и старались превратить пачкающую руки красящую ленту в мочало. Статью, тщательно отредактированную с помощью канцелярского корректора «штрих», редакция газеты все-таки приняла. Гонорара хватило ровно на одну бутылку лимонада и шоколадку.

С тех пор прошло уже более двадцати лет. За эти годы я опубликовал 39 книг и несметное количество заметок для газет и журналов в различных жанрах — от аналитических обзоров и интервью до откровенной рекламной джинсы. Пишущие машинки канули в Лету, появились мощные компьютеры с удобными текстовыми редакторами, на помощь авторам пришел универсальный советчик по всем мыслимым и немыслимым вопросам — интернет. Остался неизменным лишь основной источник моих доходов: я по-прежнему продаю буквы. И кроме того, обучаю складывать их в слова специалистов, которых на современном жаргоне принято называть «копирайтерами».

Если честно, я не люблю термин «копирайтер». Мне отчего-то слышится в нем слово «пират», или еще чего похуже. Своих коллег я предпочитаю называть «коммерческими писателями», благо, они в действительности являются самыми настоящими писателями, только тексты за их авторством, как правило, немного меньше по объему пресловутого романа «Война и Мир». С другой стороны, если мы попытаемся собрать все творчество среднестатистического коммерческого писателя за несколько лет, на выходе, скорее всего, получится весьма объемистый фолиант.

 

Потребность в хороших, качественных текстах будет всегда. Грамотно написанные статьи нужны владельцам веб-сайтов и интернет-магазинов, составителям рекламных брошюр и коммерческих предложений. Живой, пробуждающий эмоции текст — это кровь современного интернета. Без нее всемирная сеть зачахнет и погибнет.

Еще пару лет назад значительный объем текстов для публикации в интернете создавался в расчете не на обычного читателя, а на роботов поисковых систем. Качество материала в этом случае не играло вообще никакой роли: важно было лишь присутствие определенного набора ключевых слов, отвечающих целевым запросам пользователей поисковика. В результате на десятках и сотнях тысяч страниц в Сети красовалась бессмысленная абракадабра, абсолютно бесполезная для посетителей. В конце концов поисковые системы начали бороться с этим повсеместным явлением, внедряя всевозможные фильтры, понижающие подобные сайты в выдаче. Сейчас наибольший рейтинг в сети имеют проекты, относящиеся к категории «СДЛ» — «сделано для людей». Неотъемлемым критерием такого интернет-ресурса является наличие качественных текстов.

Очень важным направлением в работе коммерческих писателей сегодня является активно развивающаяся сфера: SMM. Эта аббревиатура расшифровывается как Social Media Marketing и не имеет устоявшегося и однозначного перевода на русский язык. А означает она продвижение каких-либо товаров или услуг в социальных сетях. Если завести собственную страничку в «Фейсбуке» по силам даже среднестатистическому пятикласснику, то наполнить ее интересным и увлекательным контентом — куда более сложная задача. Именно поэтому владельцы различных интернет-проектов нанимают профессиональных копирайтеров для сопровождения своих тематических групп в социальных медиа.
Итак, для кого именно и с какой целью сочиняют свои тексты коммерческие писатели?

  • Статьи для веб сайтов. Это, пожалуй, один из основных видов работ, выполняемых копирайтерами. Неграмотный текст, опубликованный на любом веб-сайте (не важно, коммерческий он или нет), неминуемо оттолкнет посетителей, потенциальных заказчиков, клиентов и партнеров. Пестрящая ошибками интернет-страничка — словно неопрятный и непричесанный администратор, встречающий посетителей офиса: именно по его внешнему виду они составят для себя первое впечатление о фирме. Вот почему так важно поручить подготовку текстов профессионалам.
  • Пресс-релизы. Пресс-релиз — это отдельный творческий жанр, изобилующий множеством особенностей и нюансов. Тот, кто не знает обо всех «подводных камнях», рискует набить себе болезненные шишки.
  • Описания программ, товаров, услуг. Разработчики приложений, распространяющихся с помощью каталогов ПО вроде Google Play, могут быть великолепными программистами, но далеко не все из них — талантливые писатели. Однако для того чтобы пользователи скачивали и устанавливали такую программу, нужно представить «товар лицом». Этим и занимаются коммерческие писатели. То же самое касается страниц с карточками товаров в интернет-магазинах: попробуйте-ка придумать полсотни подробных и увлекательных, а главное — разнообразных описаний шерстяных носков! Сложно? А копирайтеру это под силу
  • Коммерческие предложения. Это еще один уникальный жанр, требующий знания определенных правил, которых обязательно следует придерживаться. Продуманное и качественно составленное коммерческое предложение — залог успеха любой фирмы. А для того чтобы добиться этого успеха, нужно соблюдать ряд правил, которые хорошо известны профессиональным коммерческим писателям.
  • Материалы для блогов и социальных сетей. Ведение собственного блога в социальной сети — один из самых популярных и эффективных методов коммуникации с пользователями интернета. Но важно учитывать то обстоятельство, что информация в сети воспринимается особым образом, поэтому публикации для блогов должны быть не просто интересными, но и отвечающими определенным критериям. Об этом хорошо осведомлены коммерческие писатели.
  • Контекстная реклама. Чтобы побыстрее продать какой-либо товар или услугу, или привлечь посетителей на свой сайт, нужно правильно составить коммерческое объявление. Это хорошо умеют делать копирайтеры, отлично разбирающиеся как в электронных досках объявлений, так и в современных системах контекстной рекламы.
  • Текстовые презентации и отчеты. Еще одна прекрасная сфера для творчества — создание текстов для коммерческих презентаций и отчетов. Здесь коммерческий писатель может применить все свои знания и умения.
  • Составление шаблонов писем. Письма, которые рассылают компании своим клиентам, как существующим, так и потенциальным, представляют эту организацию, являются ее визитной карточкой. Если письма будут составлены неграмотно, пострадает имидж компании. Вот почему создание качественных текстов для почтовых рассылок — одна из приоритетных задач коммерческого писателя.
  • SEO-копирайтинг. Термин «SEO» представляет собой английскую аббревиатуру Search Engine Optimization, что переводится как «оптимизация для поисковых систем». Поисковики, например, «Яндекс» и «Google», видят опубликованные в интернете веб-страницы совсем не так, как живой человек, для них важны ключевые слова и фразы, которые должны соответствовать поисковым запросам пользователей и отвечать определенным правилам. Одна из задач коммерческого писателя — создавать тексты, которые будут интересны обычным читателям и понятны для поисковых систем.

Таким образом, создание текстов на заказ вполне может стать выгодной профессией и надежным источником дохода, важно лишь овладеть основными практиками.