эксмо Капьев

Об интервью директора "Эксмо" Евгения Капьева

Посмотрел я то самое интервью главы «Эксмо» Евгения Капьева, о которое мои коллеги-литераторы уже поломали, прошу прощения за невольный каламбур, целую охапку копий. Еще в прошлые выходные посмотрел. Потом пересмотрел снова и даже кое-что вынес оттуда себе в заметки. И вот совершенно не могу понять причину того бурления, которое это интервью вызвало в пишущих и читающих массах. Ведь абсолютно разумные и справедливые вещи Капьев говорит, ничего неожиданного и крамольного я там не увидел.

На поднятые в этом почти двухчасовом видео вопросы есть две точки зрения. Первая из них — это позиция автора: я шесть – восемь месяцев работаю над текстом, передаю издателю созданную бессонными ночами, выстраданную и выплаканную рукопись и хочу получить за эту работу достойное вознаграждение. Справедливое желание? Вполне! С другой стороны, есть позиция редакции, которую и озвучил Евгений Капьев: издательский бизнес – это прежде всего бизнес, и лишь потом – издательский.

Если книги не будут продаваться с прибылью, издательство не сможет существовать в принципе и не будет публиковать вообще ничего. С этой точки зрения все его доводы вполне объективны: авторы с тиражами в тысячу – полторы экземпляров кассовых сборов не делают, вкладываться в их раскрутку и рекламу коммерческого смысла не имеется никакого, поскольку такие капиталовложения попросту не окупятся. Поэтому спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Чтобы книги хорошо продавались и чтобы издатель был в них заинтересован, автор должен: а) писать лучше б) предлагать новые интересные идеи, которые, несмотря на свою новизну, имеют шансы вписаться в рынок, и  в) учиться продвигать свои книги самостоятельно, стимулировать читательский интерес и работать с аудиторией. Очевидные же вещи, нет?

В связи с этим возникает справедливый вопрос: а зачем при таком интересном раскладе вообще нужен традиционный издатель, когда у нас есть Литрес, Автор.тудей, Ридеро и прочие маленькие графоманские радости? Ответ простой: реализация. Только у крупных издательств, таких как «Эксмо/АСТ», «Армада» и иже с ними, есть выход на оптовиков и розничные сети, и без них вы никогда не появитесь на полках «Буквоеда», «Дома Книги» или «Читай Города». А без продаж в крупных сетях автор так навсегда и останется любителем, издавшим за собственный счет сотню-другую экземпляров своего великого романа и раздарившим их друзьям-приятелям. У которых это произведение будет навсегда похоронено на книжной полке где-то между сборником кулинарных рецептов и справочником по съедобным грибам. Так что слушайте Капьева, товарищи, он очень полезные вещи говорит. Если кто не в курсе, о каком интервью идет речь, то вот вам ссылка