Livejournal Facebook Twitter
Производство и установка заборов.

Компьютерное творчество

Удивительно, но вряд ли человеку, читающему эти строки, придет в голову, что автор приведенного выше текста — … компьютер. Так уж сложилось, что творчество в любой его форме воспринимается человеческим сознанием, как нечто непознаваемое и таинственное, как процесс, «механика» и «физика» которого скрыта от посторонних глаз и доступна лишь самому творцу, как качество, присущее личности, то есть сугубо индивидуальное. Иными словами, термин «творчество» в нашем понимании является аналогом философской категории «духовое созидание». Компьютер же подсознательно относится людьми к разряду «неодушевленных предметов», к созидательному труду неспособных. С другой стороны, современные вычислительные системы подчас выполняют гораздо более сложные задачи, чем составление связанного смыслом текста из готового базового словаря — компьютер управляет движением самолетов на напряженных воздушных магистралях, следит за работой агрегатов атомных электростанций, осуществляет навигацию космических кораблей… Вероятно, суть проблемы кроется в изобретении четких и отработанных алгоритмов, позволяющих машине «чувствовать» создаваемое ею «произведение искусства»? Подобные алгоритмы существуют. Существуют и реализующие их программы, пока только экспериментальные, написанные с целью убедиться в возможности самого факта их разработки.

Алгоритм «машинного творчества», направленного на создание компьютером «литературных произведений», то есть текста, имеющего по результатам субъективной экспертной оценки хотя бы минимальную литературную ценность, можно условно разделить на две основные части: методику составления «сценария» произведения, и непосредственно схему генерации самого текста.

Упрощенно первый этап рождения компьютерного «шедевра» выглядит следующим образом: сценарий будущего «творения» дробится на составляющие его элементы, числом пять: реалии, персонажи, встречи, поступки и ситуации. Все указанные элементы логически «увязаны» между собой, то есть имеют четко прослеживающуюся взаимосвязь: на фоне избранных реалий существуют персонажи, которые попадают в различные ситуации. Ситуации провоцируют героев на поступки или встречи, в результате которых складываются новые ситуации… Сам сценарий делится на три составляющих части, которые условно можно назвать «завязка», «развитие сюжета» и «развязка» в пропорции согласно «правилу золотого сечения». Каждый из составляющих сценарий элементов в свою очередь состоит из более мелких частей: например, реалии включают в себя географическую точку, в которой развивается действие произведения, время года, время суток, погоду; персонажи — на «положительных» и «отрицательных», «мужчин» и «женщин», и так далее. Очевидно, что и эти понятия дробятся на целый ряд дополнительных компонент: время суток — на «день», «ночь» «утро» и «вечер», погода — на «дождь», «грозу», «солнечно», «пасмурно»… Очевидно также, что все данные элементы тоже логически связаны между собой: в дождливую погоду не может светить солнце, а днем не видно звезд, иными словами, имеется вполне определенная закономерность «совместимости» или «несовместимости» понятий. Поскольку сценарий произведения рассматривается в данном случае, лишь как возможная совокупность сочетаний всех описанных выше компонент, машине остается только выбирать готовые элементы из уже существующих и проверять их на логическую совместимость, выстраивая согласно заданным алгоритмам единую смысловую линию.

С процессом генерации итогового текста дела обстоят еще проще. Все правила орфографии, синтаксиса и пунктуации литературного языка тысячи раз описаны в огромном количестве книг, существуют четкие и исчерпывающие правила и законы, согласно которым строится предложение. Достаточно лишь превратить эти законы в алгоритм. Дабы придать сочинению «читабельность», машина должна стараться избегать «рефренов», то есть по возможности заменять встречающиеся в тексте однокоренные слова на синонимы, само же предложение «разбавляется» рядом «дополнительных слов», например, определениями, употребляемыми перед существительными. В приведенном вначале статьи отрывке небольшого рассказа компьютер воспользовался данным правилом, сопоставив существительному «звезды» определение «колкие» — согласитесь, что без этого слова предложение читалось бы не так легко.

Первые эксперименты по созданию машиной литературных произведений были проведены уже более десяти лет назад. Известно, что в конце восьмидесятых годов французские ученые составили программу, использующую принципы описанного выше алгоритма генерации текста на основе ранее подготовленного словаря. Программа была успешно испытана на компьютере «Каллиопа», результатом же стал рассказ, перевод отрывка из которого мне хотелось бы привести ниже:

«Мой горизонт состоит лишь из красной портьеры, откуда с перерывами исходит удушливая жара. Едва можно различить мистический силуэт женщины, гордой и ужасной: эта знатная дама, должно быть, одно из времен года. Кажется, она прощается. Я больше ничего не вижу и продвигаюсь к занавесу, который мои руки судорожно раздвигают. Вот, по ту сторону странный и трагический пейзаж: циветта скребет землю, птицы летают с обеих сторон, садятся на ветви деревьев, наполовину иссохших. А тут и черепаха, застывшая неподвижно: она почувствовала мое присутствие. Но почему она покрыта инеем? Мальчик подбегает; его пухленькие руки, его серьезное и смуглое лицо придают ему вид молодого героя…»

Советские ученые пошли дальше — алгоритм «компьютерного творчества» был значительно усложнен, в него были внесены правила соблюдения стихотворного размера и подбора рифмы. Компьютер научился писать стихи:

Здесь нежная птица,

Здесь с нежностью взор,

Он также струится

Мой странный узор.

Быстрей пламенеет,

В руках тяжелеет…

Право же, порою читая опусы некоторых представителей homo sapiens, сталкиваешься с творениями и похуже…

Тем не менее, одной литературой диапазон компьютерных талантов отнюдь не исчерпывается. Машины прекрасно пишут музыку, и музыку неплохую. Здесь роль «цензора», определяющего закономерности составления мелодии и аккомпонимента, выполняют правила гармонии, машина же оперирует такими понятиями, как тембр, высота тона и продолжительность звучания ноты. Излишне будет говорить, что одной ноте мелодии может соответствовать лишь ограниченное количество аккордов аккомпонимента, остальные будут звучать в диссонанс. Таким образом, составляя мелодию и подбирая аккомпонимент, компьютер может «расписать» партитуру для нескольких инструментов, или даже для целого симфонического оркестра.

Оценивая все вышесказанное, можно отметить, что схемы, о которых рассказывалось в этой статье, по большому счету являются упрощенными алгоритмами так называемого искусственного интеллекта. Если, например, в программу, сочиняющую литературный рассказ, включить модули, позволяющие компьютеру автоматически пополнять словарный запас новой лексикой в диалоговом режиме, запоминать правила разговорного языка и использовать авторское словообразование, сходство будет практически полным. Более того, подобные разработки имеют огромное практическое значение: компьютер учится отвечать пользователю не казенными, заранее сформулированными программистом фразами (за некоторые из которых так и хочется «влепить» двойку по русскому и стилистике), а строить предложения самостоятельно. Такие программы могут быть использованы в лингвистических исследованиях, позволить применять эвристические методы при переводе текстов на иностранный язык, автоматизировать составление словарей и технической документации… А не будут ли наши внуки изучать на школьных уроках литературы многотомные романы, вышедшие из-под «пера» вычислительных машин? Время покажет…

Поиск

Энциклопедия Windows - Winpedia.ru Русское сообщество пользователей Android Дистанционное обучение нового поколения

Верстка, контент, дизайн © 2000 - 2017, Валентин Холмогоров.