Целевая аудитория копирайтинг

О важности целевой аудитории

С чего начать работу над текстом? С определения стилистики будущего материала? Со сбора информации, необходимой для его подготовки? С обсуждения требований заказчика?

И всякий раз я давал один и тот же совет: начинать надо с оценки своей целевой аудитории. Прежде чем сесть за клавиатуру компьютера или взяться за лист бумаги и карандаш (некоторые предпочитают использовать проверенный временем инструментарий), задайте себе следующие вопросы:

  • Для кого я пишу?
  • Кто будет читать мой текст?
  • Какой цели должна достичь моя будущая статья?

Ответы на эти вопросы дадут вам представление о том, как должен быть построен ваш материал, и о чем вообще вы будете писать.

На первый взгляд кажется, что это не самый важный предмет для обсуждения. Но только на первый. Если вы промахнетесь со своей целевой аудиторией, все ваши старания пойдут насмарку, а усилия по подготовке текста станут пустой тратой времени. Хотите доказательств? Пожалуйста.

Некоторое время назад ко мне обратились друзья с просьбой посмотреть и покритиковать презентацию, которую они подготовили для своего стартапа. Презентацию планировалось показать потенциальным инвесторам, способным профинансировать этот новый проект. С моей точки зрения, представленная моими друзьями идея была весьма интересной и потенциально прибыльной, а вот подготовленная ими презентация никуда не годилась. Почему? Например, потому, что один из первых слайдов выглядел вот так:

Что мы здесь видим? Перечисление наиболее современных и эффективных технологий, которые применяются при разработке данного проекта. Это очень важный и, безусловно, значимый момент, подчеркивающий отличительные особенности стартапа. Если бы не одно «но»: финансисты и инвесторы, для которых и предназначена эта презентация, ни черта не понимают в компьютерах и программировании. Для них большинство подобных терминов звучит, как нецензурная брань. Вместо десятка «умных слов» создателям презентации следовало бы описать основные конкурентные преимущества своей разработки, рассказать, какие проблемы потенциальных клиентов она способна решить, и в чем ее отличия от существующих аналогов. Вот что на самом деле интересно людям, способным рискнуть несколькими тысячами долларов без каких-либо твердых гарантий вернуть вложенное обратно. Иными словами, перед нами пример классической ошибки, которую можно охарактеризовать как «неверный выбор целевой аудитории». Иногда цена этой ошибки оказывается очень высока.

Еще пример. Руководитель одной крупной компании пожаловался мне однажды на то, что рекламирующий их услуги сайт не приносит никакой прибыли, а вместо этого генерирует одни убытки. Потенциальные потребители недешевых, в общем-то, услуг, заглянув на размещенную в Интернете веб-страницу с соответствующим коммерческим предложением, попросту уходили, так и не сделав заказ. При этом на сетевую рекламу сайта и данной конкретной страницы фирма ежемесячно тратила весьма немалый бюджет.

Причина столь печального явления стала очевидной сразу же, как только я прошел по присланной мне в письме ссылке. Веб-сайт производил более чем солидное впечатление: он был оформлен профессиональными дизайнерами, а сама страница содержала подробную информацию о том, что ее компания-владелец работает на рынке уже полтора десятка лет, обладает богатейшим опытом оказания услуг в своей области деятельности, и за минувшие годы с успехом поучаствовала в сотне глобальных и дорогостоящих проектов, неизменно получая от партнеров и заказчиков лишь положительные отзывы.

«Окей, ребята», — сказал тогда я, — «а кто обычно принимает решение о заказе ваших услуг?» Окончательный выбор делает, конечно, директор фирмы-клиента, но информацию для размышлений ему, скорее всего, предоставляют обычные менеджеры. Именно они, экономя драгоценное время своего руководителя, терпеливо лопатят Интернет, чтобы выбрать наиболее выгодные и интересные предложения и отсеять откровенное барахло. «Все верно», — ответили мне, — «именно менеджеры и специалисты по закупкам собирают исходную информацию». «Тогда на кого рассчитан этот текст?» — поинтересовался я. — «Рядовому менеджеру решительно плевать на ваш положительный опыт, стаж работы фирмы на рынке и перечень реализованных проектов. Для них в первую очередь важен ассортимент предоставляемых услуг, конкретные условия сотрудничества и цены, которые можно сравнить с предложениями конкурентов. Все остальное — шелуха, ее можно при желании отыскать на других страницах сайта, если возникнет такая потребность». Это еще один пример непопадания в целевую аудиторию: компания тратила свой рекламный бюджет впустую, продвигая в Интернете веб-страницу, которая ничем не могла заинтересовать потенциального клиента. После того как опубликованный на сайте текст был переписан, конверсия (то есть соотношение количества заказов к числу просмотров страницы) начала понемногу расти.

Вывод: определите, кто будет читать вашу статью, и тогда вы поймете, что и как следует в ней написать.