Когда в 2012 году в обиход ввели возрастную маркировку российской продукции, я повесил на старую версию своего сайта значок «18+». И, немного подумав, добавил туда еще одну ехидную надпись: «IQ: 70+», после чего напрочь забыл об этом. Спустя какое-то время в мой почтовый ящик свалилось электронное письмо от одного из посетителей странички. Читатель был обескуражен, обнаружив в моих заметках обсценную лексику. «Как же так», — возмущался он, — «вы писатель, а ругаетесь на своем сайте нехорошими словами!». «А что вы делали на моем сайте, любезный», — пришлось уточнить мне, — «ведь именно для вас я указал там специальное ограничение?». К чему я вдруг вспомнил эту историю? А вот давайте-ка поговорим о просторечиях и жаргонизмах в статьях и постах, предназначенных для публикации в соцмедиа.
Приведенный выше пример подтверждает тот факт, что читателей любого блога можно условно разделить на две категории: люди с крепкими нервами, и те, кто падает в обморок, увидев на экране слово «жопа». Первых, несомненно, больше. Следует ли авторам обязательно учитывать тонкие чувства второй группы в ущерб, быть может, эмоциональной яркости текста?
Напомню два непреложных факта. Во-первых, русский язык чрезвычайно многогранен, в нем существует богатейший инструментарий лексических средств и стилистических приемов, позволяющих украсить текст без использования крепких выражений. Во-вторых, одной только «жопой» арсенал опытного автора не исчерпывается. Разговорная речь — наиболее распространенная форма живого общения, и просторечия — лишь одно из проявлений этой формы. Когда мы ведем диалог с читателем в социальной сети или в личном блоге, мы невольно стремимся сделать это общение легким и непринужденным. Потому стилизация поста под разговорную речь — эффективный способ добиться поставленной цели. Такой текст как бы намекает нам: этот парень свой, он — живой человек, разговаривающий на простом и понятном языке, а не какой-то там PR-менеджер сраной корпорации, название которой фиг выговоришь с первой попытки. И это, блин, прикольно. Такие посты легко читаются, да и запоминаются они лучше душного официоза, потому и заходят аудитории на ура.
Только вот хороший пост, как и хорошее блюдо, важно не переперчить. Если вы перестараетесь, и публикация станет похожа на монолог пьяного гопника, сшибающего у ларька мелочь на очередную бутылку пива, это оттолкнет тех, чье чувство прекрасного не выдержит испытания подобным литературным стилем. Иными словами, все хорошо в меру. Кроме того, грамотно ругаться тоже нужно уметь — стильно и к месту. Иначе получится какая-то ху… дожественная самодеятельность, не имеющая ни малейшего отношения к высокому искусству жечь глаголом в социальных сетях. Ну, а для расширения кругозора можно воспользоваться многочисленными словарями жаргонизмов и просторечий, которые нетрудно отыскать в интернете. Иногда с их помощью можно завернуть такой крендельбобель, что все тут же ох… Охнут, и придут в восхищение.