Ни для кого не секрет, что первая фраза в статье или заметке для социальных сетей должна привлекать внимание читателя…
Когда я вижу в тексте подобный заход, мне нестерпимо хочется стукнуть автора чем-нибудь тяжелым, желательно — по башке. Если это «ни для кого не секрет», на фига ты вообще пишешь подобные самоочевидные вещи? Больше нечего сказать?
Другой любимый приёмчик халтурщиков от копирайтинга — использование в качестве первого предложения цитаты из Википедии. Если вы попросите подобного специалиста написать статью про канделябр, начнется она, скорее всего, со следующей копипасты: «Канделябр (лат. candēlābrum — «подсвечник») — декоративная подставка с разветвлениями («рожками») для нескольких свечей или ламп». После чего автор нальет три ведра воды, хотя на этой фразе заметку можно было бы и закончить. Хорошо, если в процессе работы сочинитель не спутает канделябр с кандидозом.
Я называю подобные явления «колхозным текстом». Чаще всего колхозят фрилансеры, обитающие на биржах категории «тысяча знаков за десятку». У них производство текстов формата «фигак-фигак и продакшн» поставлено на поток, и напрягаться большого смысла нет. Но случаются подобные казусы и у авторов, позиционирующих себя в качестве профессиональных коммерческих писателей.
По каким признакам текст можно назвать колхозным? Вот несколько наиболее распространенных:
• банальный до зевоты лид, после знакомства с которым отпадает всякое желание читать саму статью;
• неопрятный текст, изобилующий ошибками и опечатками;
• запятая, почти, после, каждого, слова и отсутствие их там где они определенно нужны;
• наличие замыленных клише и штампов вроде «взаимовыгодного сотрудничества», «гарантии высокого качества», «индивидуального подхода к каждому клиенту» и прочей бессмысленной мути;
• смелое использование терминов и понятий, смысла которых автор решительно не понимает (в одном тексте мне встретилась фраза «наш гороховый суп – апология изысканного вкуса»);
• канцелярит во всех его проявлениях (реализация сотрудничества требует ответственного подхода для взаимного улучшения качества бизнес-процессов);
• отсутствие внятной структуры статьи, даже если это корпоративная новость о появлении на рынке новой модели половой тряпки.
Причин появления подобных «шедевров» — множество, и бездарность исполнителя — отнюдь не главная среди них. Копирайтер может быть с бодуна, не в настроении, невыспавшийся… Но чаще всего сам заказчик позволяет гнать в своих текстах откровенную халтуру. Не понимая, что плохой материал работает против имиджа компании и наносит бренду больше вреда, чем приносит пользы. Иногда лучше не публиковать вообще ничего, чем вывешивать на всеобщее обозрение кое-как сляпанную поделку.
Выводы? А выводы простые. Например, банальный: доверить работу над текстом профессионалам. Или чуть менее очевидный: можно научиться писать качественные тексты, воспользовавшись принципом «хочешь сделать хорошо — сделай сам». Это не сложно, было бы желание и немного свободного времени.